Девиантное поведение


РДО6-300x200Девиантное поведение (от лат.
Deviation – отклонение) – система действий и поступков людей, социальных групп, которые противоречат социальным нормам права, культуры, морали или признанным в обществе шаблонам и стандартам поведения.

 

Суть девиантного поведения состоит в том, что человек не придерживается требований социальной нормы, выбирает отличный от требований нормы вариант поведения в той или иной ситуации, что приводит к нарушению взаимодействия личности и общества, группы и общества, личности и группы.

 

Основой отклонений в поведении ребенка преимущественно становятся:

– конфликт интересов и ценностей;

– деформация способов удовлетворения потребностей;

– ошибки воспитания;

– жизненные неудачи.

 

 

Характеристики нормального (гармоничного поведения)

– сбалансированность психических процессов;

– адаптивность и самоактуализация;

– эмоциональная адекватность;

– наличие морали.

 

 

Признаки

девиантного поведения:

– отсутствие бытовых навыков, знания этикета;

– потеря интереса к приобретению знаний;

– неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам и требованиям;

– асоциальное поведение – воровство, лживость, жестокость, агрессивность;

– наличие вредных привычек – употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, использование нецензурной лексики;

– непонимание ценности человеческой жизни;

– потеря интереса к труду, непонимание его значения и необходимости;

– отсутствие ценностных ориентаций;

– отсутствие норм морали, принятых в обществе, бездуховность.

 

 

Психологические проявления

девиантного поведения:

– духовные проблемы, в частности отсутствие или потеря смысла жизни, переживание внутренней пустоты;

– деформация ценностно-мотивационной сферы, несформированность  моральных ценностей, ситуативно-эгоцентрическая ориентированность, неудовлетворенность высших потребностей (в любви, уважении, сопричастии), внутренние конфликты;

– эмоциональные проблемы, в частности тревожность, депрессия, непонимание своего эмоционального состояния, эмоциональное огрубение;

– несоответствие уровня самооценки и уровня притязаний, недостаточное развитие рефлексии, самоконтроля, низкий уровень адаптивности;

– неблагополучие в познавательной сфере;

– негативный жизненный опыт, наличие вредных привычек, психических травм, социальной некомпетентности.

 

 

Шпаргалка для взрослых или правила общения с детьми, имеющими проявления девиантности

  • Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть – он уникален.

Контролируйте свое поведение, устраните агрессивное поведение близких – ребенок подражает тому, кто рядом с ним.

  • Предъявляйте посильные требования – учитывайте не свои желания и эмоции, а его возможности.
  • Направляйте интересы ребенка, включайте его в совместную деятельность, учите быть его самостоятельным – он не будет искать разрядки и найдет себе занятие.
  • Расширяйте кругозор ребенка – с ним будет интересно другим.
  • Игнорируйте легкое проявление агрессии, не фиксируйте внимание окружающих – ребенок перестанет привлекать внимание таким образом.
  • Установите строгий запрет на действия, причиняющие вред другим – ваша последовательность облегчит усвоение и других правил поведения.
  • Играйте с ребенком, включая агрессивные действия в сюжет игры – ребенку нужна разрядка
  • Уделяйте ему внимание – ребенок не станет привлекать ваше внимание неприемлемым способом.

 

Девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

 

Ребёнку нужно помочь!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *