Девиантное поведение (от лат. Deviation – отклонение) – система действий и поступков людей, социальных групп, которые противоречат социальным нормам права, культуры, морали или признанным в обществе шаблонам и стандартам поведения.
Суть девиантного поведения состоит в том, что человек не придерживается требований социальной нормы, выбирает отличный от требований нормы вариант поведения в той или иной ситуации, что приводит к нарушению взаимодействия личности и общества, группы и общества, личности и группы.
Основой отклонений в поведении ребенка преимущественно становятся:
– конфликт интересов и ценностей;
– деформация способов удовлетворения потребностей;
– ошибки воспитания;
– жизненные неудачи.
Характеристики нормального (гармоничного поведения)
– сбалансированность психических процессов;
– адаптивность и самоактуализация;
– эмоциональная адекватность;
– наличие морали.
Признаки
девиантного поведения:
– отсутствие бытовых навыков, знания этикета;
– потеря интереса к приобретению знаний;
– неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам и требованиям;
– асоциальное поведение – воровство, лживость, жестокость, агрессивность;
– наличие вредных привычек – употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, использование нецензурной лексики;
– непонимание ценности человеческой жизни;
– потеря интереса к труду, непонимание его значения и необходимости;
– отсутствие ценностных ориентаций;
– отсутствие норм морали, принятых в обществе, бездуховность.
Психологические проявления
девиантного поведения:
– духовные проблемы, в частности отсутствие или потеря смысла жизни, переживание внутренней пустоты;
– деформация ценностно-мотивационной сферы, несформированность моральных ценностей, ситуативно-эгоцентрическая ориентированность, неудовлетворенность высших потребностей (в любви, уважении, сопричастии), внутренние конфликты;
– эмоциональные проблемы, в частности тревожность, депрессия, непонимание своего эмоционального состояния, эмоциональное огрубение;
– несоответствие уровня самооценки и уровня притязаний, недостаточное развитие рефлексии, самоконтроля, низкий уровень адаптивности;
– неблагополучие в познавательной сфере;
– негативный жизненный опыт, наличие вредных привычек, психических травм, социальной некомпетентности.
Шпаргалка для взрослых или правила общения с детьми, имеющими проявления девиантности
- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть – он уникален.
Контролируйте свое поведение, устраните агрессивное поведение близких – ребенок подражает тому, кто рядом с ним.
- Предъявляйте посильные требования – учитывайте не свои желания и эмоции, а его возможности.
- Направляйте интересы ребенка, включайте его в совместную деятельность, учите быть его самостоятельным – он не будет искать разрядки и найдет себе занятие.
- Расширяйте кругозор ребенка – с ним будет интересно другим.
- Игнорируйте легкое проявление агрессии, не фиксируйте внимание окружающих – ребенок перестанет привлекать внимание таким образом.
- Установите строгий запрет на действия, причиняющие вред другим – ваша последовательность облегчит усвоение и других правил поведения.
- Играйте с ребенком, включая агрессивные действия в сюжет игры – ребенку нужна разрядка
- Уделяйте ему внимание – ребенок не станет привлекать ваше внимание неприемлемым способом.
Девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Ребёнку нужно помочь!