Впереди – пятый класс! (памятка для родителей)

Адаптация – это перестройка организма

 на работу в изменившихся условиях.

 

Возможность успешного продвижения школьников на этапе перехода из младшей школы в среднюю зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. К таким изменениям относится то, что в средней школе обучение становится предметным, появляются разные учителя и ребенку необходимо уметь гармонично интегрировать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей и на этой основе формировать целостную и непротиворечивую самооценку. В обучении и общении ребенка должен произойти переход от ориентации его на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Учебная деятельность становится для ребенка не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы.

Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.

Понятие адаптации к обучению в среднем звене включает три составляющие:

физиологическую,

психологическую

социальную, или личностную.

Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

 

Психологическая адаптация

 

охватывает все стороны детской психики:

  1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.

 

  1. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

 

  1. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень знаний и умений, сформированных к началу обучения в среднем звене

 

  1. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

 

  1. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

 

Физиологическая адаптация

 

проходит в несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме – это и есть физиологическая адаптация.

 

Первый этап физиологической адаптации – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта “физиологическая буря” длится достаточно долго (две-три недели).

 

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.

На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и “в долг берет”. Поэтому нам важно помнить, какую высокую “цену” платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта “цена” снижается. Буря начинает затихать.

 

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.

Личностная, или социальная, адаптация

связана с желанием и умением ребенка принять новые роли и достигается целым рядом условий.

  1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат – то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в школе.
  2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих – то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3 Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки.

Нарушения адаптации

выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и, так или иначе, влияют на все сферы деятельности ребенка в школе. В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, тревога, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
Реакция активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.
Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).

 

Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Конечно, лучше всего – если родители позаботились об оздоровлении ребенка перед переходом в 5-й класс, облегчив ему тем самым адаптацию. Ребенок в этом случае быстрее и с меньшим напряжением справляется с трудностями начала нового периода своей школьной жизни.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей школьника.

 

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы:

 

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

 

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

 

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они “мешают” работать в классе.

Рекомендации:

  1. Прежде всего, меньше тревожиться самим, ведь отношение ребенка к происходящему в школе это, во многом, зеркальное отображение вашего отношения.
  2. Особое внимание уделить физиологическому состоянию ребенка в первый месяц обучения в 5-м классе.
  3. Оказывать ребенку всестороннюю помощь в приготовлении домашних заданий, которые в 5 классе он будет делать дома сам.
  4. Не делать трагедии из некоторого снижения успеваемости в первом полугодии 5-го класса (не выпуская, однако, этот вопрос из-под контроля).
  5. Разумно отнестись к внешкольной нагрузке на детей (не начинать занятия в новых кружках, секциях, особенно в первом полугодии).
  6. Проследить за наличием и соблюдением ребенком определенного режима занятий и отдыха, обеспечить продуктивный отдых (не за компьютером).
  7. Летний период посвятить полноценному активному отдыху и оздоровлению ребенка.
  8. Принимать во внимание возрастные особенности младших подростков:
    • Противоречия между стремлением к самостоятельности и деятельности и неспособность их реализовать.
    • Повышенная подвижность и эмоциональность.
    • Умение учащихся сотрудничать между собой только под руководством учителя.
    • Стремление их к независимости на фоне общей эмоциональной привязанности к учителю.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz